28.09.2020

История казачества: подмена по заказу или личные амбиции?

История казачества — поле битвы за будущее Отечества

История казачества является одним из самых загадочных явлений отечественной истории. Возрождение государством казачества в 90-х годах XX столетия привело к тому, что общество раскололось на два лагеря. Одни утверждают, что казачество – это сословие и стать казаком может любой желающий. Другие утверждают, что казаки являются народом, этнической группой. В обсуждение о происхождении казачества включились все без исключения. Психологи, социологи, филологи, культурологи, историки и в том числе те, кто о казачестве знает только по игре в казаки-разбойники.
О роли казаков в становлении Российского государства говорят нам не только страницы отечественной истории, но и сложившиеся в течении столетий народные предания и легенды. История воинской традиции Российской армии говорит нам об атаманах Платове М.И., Бакланове Я.П., Краснове И.К. и других. Действия казачьих воинских соединений в годы Отечественной войны 1812 года, Первой Мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны и других войн изучаются до сей поры в военных учебных заведениях. Токарев Ф.В., Ткачёв В.М., адмирал Головко А.Г., генерал Карбышев Д.М. и многие другие в своей биографии имеют графу «из казаков». Бесконечное множество представителей науки (русской, советской и российской), духовенства (в том числе святые), военных и деятелей культуры и искусства являются потомками казаков. О казаках писали великие писатели и историки, поэты и прозаики. Казакам посвящали свои произведения живописцы и композиторы. О казаках говорили, говорят и будут говорить во всех уголках мировой цивилизации как о силе и лице России.

Историческая подмена – в чём причина?

Что же происходит сейчас, в наше время? Современная тенденция подхода к казачеству сводиться к противостоянию на исторической арене. Битва за самобытность казачьей культуры, традиций, обычаев и за этническую идентичность казаков происходит жёстко и беспощадно. Большую роль в этом противостоянии играют представители от исторической науки и мнения историков-любителей. Одним из способов «борьбы с казачеством» становиться историческая подмена и историческая ложь. Такой метод является одним из эффективных путей борьбы с теми, кого не любишь, кого презираешь, на кого обиделся или кто мешает твоей политической или общественной карьере.
Ненависть к казачеству может вытекать из памяти предков или на основе личного жизненного опыта. У каждого своя причина и проблема. Большую роль играет политический заказ или государственная идеология, которая ставит определённую цель в дискредитации казачества. Примером этого могут быть события после 1917 года, массовые расстрелы в станицах и хуторах на Дону, Тереке, Яике и на других казачьих территориях. Постепенном изменениями советскими историками роли казачества в общественном сознании. Строилась новая система и нужен был новый человек, с новым мышлением и новым сознанием. «Гомо советикус» — человек советского периода. Новой республике нужна была иная история казачества. Время прошло, и мы сейчас живём снова в новом государстве, где снова меняется общественное историческое сознание. Появились новые требования к исторической роли казачества. Казаки как самобытный и особо-характерный этнос должны стать управляемы и объединены. Появляется множество законов о реабилитации казачества. В ходе такой «реабилитации», происходит не только историческая, но и культурологическая подмена в понимании казачьего традиционного образа жизни. Появляется потребность в новом подходе к исторической взаимосвязи казаков с историей России.

История казачества — две версии, два пути, две исхода

На сегодняшний день в общественном сознании культивируется теория происхождения казаков от беглых крестьян. Корни такой теории уходят ещё в 18 век, когда казаков решили усмирить и причислить к сословию. Позже, эту теорию развили и поддержали большевики во времена строительства Советской республики. Казаки стали в «исторической науке» не просто сословием и царскими «нагаечниками», а также потомками бежавших крестьян и холопов. Социалистическими темпами забыли, что казаки – это те, кто расширил и строил границы Российского государства. Именно «потомкам крестьян и холопов» воздавали честь в Париже. Султаны, короли и цари торжественно принимали у себя во дворцах «потомков крестьян и холопов». Им ставили и ставят храмы и памятники как великим воинам и освободителям во многих странах мира. Как вам, господа и товарищи? Только вот историки «от ума» не учитывают большое количество вопросов, возникающих к беглым крестьянам. Куда бежим? К кому бежим? Что и кто вас там ждёт?
Теория о происхождении казаков как сословия молода и не имеет под собой исторического крепкого фундамента. Сословное деление в Российской империи появилось только в 18 веке по решению Петра I. В тексте одного и того же закона казачество называлось «казачьим сословием», местами «казачьим состоянием» или «казачьим званием», и даже «казачьим населением». Причисление казаков к сословию являлось абстрактным понятием, что бы легче было понимать место казаков в обществе. Декрет ВЦИК и СНК (РСФСР) от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения. Следовательно, на законодательном поле казаки как сословие отсутствуют с 1917 года.
Но всё равно казаки на страницах истории ведут свою деятельность как в советский период, так и в постсоветское время. Они не куда не пропали, а также вместе строили и развивали новую республику. Воевали на полях ВОВ против немецко-фашистских захватчиков, формируя казачьи соединения. Отстаивали свою идентичность и хранили память предков в своём сердце. Казаки остались как часть российского общества, приняв на себя ответственность перед будущим своего народа, не смотря на декреты и репрессии. В тоже время современное общественное мнение устойчиво придерживается взгляда о сословном происхождении казаков. На это есть причины, но это отдельная тема.

Кем же были тогда казаки до причисления их к сословию?

Ещё один вопрос к тем историкам, которые стараются в угоду личных амбиций, отстаивать «сословную теорию». Летописи, исторические документы, воспоминания современников и уважаемых историков однозначно говорят о казаках как о народе.
Таким образом на исторической арене, в противостояние с «сословной теорией» о происхождении казаков, выступает теория о казаках как о народе, этнической группе. Даже в современном, подписанном Президентом РФ, законе о реабилитации казачества указывается, что казачество есть «исторически сложившееся культурно-этническая общность людей». Государство подтверждает своими законодательными актами, что казаки являются этнической группой, имеющей свою культуру, традиции и формы местного самоуправления.
Но закон закону рознь. Практика создания казачьих организаций внесённых в реестр казачьих обществ Российской Федерации привела к тому, что государство дало поддержку стороне «сословных теоретиков». Казаком теперь может стать любой гражданин Российской Федерации. Стали формироваться клубы по интересам и увлечениям серебряными погонами и георгиевскими крестами. Любой член реестровых казачьих обществ апеллирует на «сословное» происхождение казаков. Так удобней оправдать не только личный интерес, а так же свои действия и поступки.
Такое положение дел усилило противостояние между «сословниками» и «этническими». Это противостояние происходит не просто на страницах учебников истории или интернета. Битва за казачью истину перешла в поле межнационального и межэтнического конфликта. Это уже серьёзно и может повлиять не только на исторические исследования или очерки о казачестве. Именно в этой сложившейся ситуации историкам и этнографам, культурологам и социологам нужно стать честными не только перед самими собой, а также перед исторической наукой. Мы, в том числе и историки, должны взять ответственность за будущее России, за её единство и процветание.
Правда в истории казачества является важным фактором, который влияет на социальную стабильность в нашем обществе. Историческая правда – это основа истинного патриотического воспитания, формирования у молодого поколения любви к Отечеству, к своё традиционной культуре, к обычаям своего народа. Историческая наука должна строиться честно и правдиво, несмотря на личные амбиции историков или наличием у них «научного склероза».

Выводы – государство может потерять народ

Генезис казачества – одна из больших площадок исторических баталий, где правдами и неправдами идёт борьба за историю тех, кто стал объектом лженаучных спекуляций.
Какие мотивации и цели преследуют те, кто подменяет историю казачества? Во-первых, это делается для того, чтобы настоящее и будущее поколение видело роль казачества в отечественной истории по-иному. Непонятная и сомнительная история страны, в которой ты живёшь, формирует отрицательное отношение к ней, безразличие к её настоящему и будущему. Создаётся другой тип личности, которая предстаёт как биологическое существо, не имеющее ответственности перед предками и потомками. Главная цель популяризации исковерканной отечественной истории – это формирование иного человека, который обязан будет влиться в глобальное человечество, стать таким как все.
Во-вторых. Ощущение народом связи времён, осознание каждым гражданином нашего Отечества личной принадлежности к истории страны — это является гарантией того коллективного бессознательного, которое формирует устойчивость «общественной психики». Кому-то нужно эту устойчивость расшатать, и историческая подмена является прекрасным инструментом.
В-третьих. «Поддельщики» от истории знают, что на базе исторической памяти, формируется основа жизни этноса, основа жизни любого народа. Именно историческая память является корнем этнического древа. Уничтожив корни этноса, люди остаются без прошлого, общество – без корней. В конце концов государство остаётся без народа.
Современное состояние в популяризации ложной и поддельной казачьей истории является продолжением уничтожения корней казачьего этноса, стиранием исторической памяти. Столетиями история казачества переписывается или по-иному преподносится общественному сознанию. Десятилетиями культура и традиции казаков подменяются и изменяются через организацию массового «оказачивания».
Таким образом, формируется новая история казачества. В будущем эта «новейшая история» предстанет историками перед обществом как «историческая память» казачьего сословия. Прошлое казачества будет представлено совсем иным, а не таким, каким оно было, и каким его видим сейчас. Государство потеряет народ, силой и славой которого, по словам Л. Н. Толстого, была сделана история России.