21.11.2019

«Мёртвый сезон» в российском казачестве? — КИАЦ АНАЛИТИКА

http://kazak-center.ru/news/mertvyj_sezon_v_rossijskom_kazachestve/2019-04-18-3860

http://kazak-center.ru/news/net_kazachej_sluzhby_net_gosudarstvennomu_reestru_kazachikh_obshhestv/2019-10-29-3925

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в пункте 4 статьи 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.

Для тех, кто думает, что «российское казачество» это проживающие в России казаки, сразу поясним, что в законодательном поле Российской Федерации под российским казачеством понимаются не потомки казаков, некогда входящих в казачье сословие, а члены некоммерческих организаций, именуемых «казачье общество», вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности. При этом, они должны взять на себя письменные обязательства по несению государственной службы, а само казачье общество обязано иметь численность не менее определенного количества членов. Еще одно условие – казачье общество должно быть внесено в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.

Только при выполнении всех этих условий, члены такого общества могут именоваться представителями «российского казачества», а на само общество распространяется действие законов РФ, регламентирующих его деятельность. Законодательных актов на этот счет принято уже более четырех десятков.

Еще одно важное пояснение – государственная служба российского казачества, по определению государственной службой не является. Это не профессиональная служба, как, например, служба в армии. На неё не распространяются льготы, предоставляемые госслужащим, нет понятия «выслуга лет», не начисляется пенсия и т.д. На практике, члены казачьих обществ просто помогают, чаще всего бесплатно, решать отдельные задачи другим действительно государственным служащим. К примеру, оказывают помощь сотрудникам МВД в обеспечении общественного порядка в качестве членов народных дружин.

На «российское казачество» не распространяется действие тех федеральных законов, в которых к казачеству отнесена «исторически сложившаяся культурно-этническая общность». Например, Указ Президента РФ от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».

Члены казачьих обществ, имеющие подчас интернациональный состав, именуют себя «казаками». И это нередко вызывает вполне понятное возмущение со стороны казаков, считающих себя таковыми не по принадлежности к каким-либо обществам, а по рождению. По здравому рассуждению, те из них, кто проживает в России, тоже вправе именоваться «российскими» (а какими же еще?). Кстати, немецких, французских или американских казаков не существует. Есть просто казаки, которые проживают в России, либо той или иной стране.

Помимо возмущения, такое деление казаков на «реестровых» и «нереестровых» не только породило глобальный конфликт между представителями реестровых казачьих обществ и казаками по роду, часто называющих друг-друга «ряжеными», но и не позволяет объективно разобраться в том сколько же на самом деле в России казаков.

Так сколько же в России казаков?

Из доклада Директора Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Журавского в 2013 году:

На территории 72 субъектов РФ в настоящее время действуют 11 войсковых казачьих обществ, в которых числятся 506 тыс. казаков. Численность войсковых казачьих обществ распределяется следующим образом:

  • «Всевеликое войско Донское» — 126 тыс. человек – 25%;
  • «Центральное казачье войско» — 75 тыс. человек – 15%;
  • Волжское войсковое казачье общество – 14 тыс. человек – 3%;
  • Енисейское войсковое казачье общество – 66 тыс. человек – 13%;
  • Забайкальское войсковое казачье общество – 6 тыс. человек – 1%;
  • Иркутское войсковое казачье общество – 4,5 тыс. человек – 1%;
  • Кубанское войсковое казачье общество – 146 тыс. человек – 29%;
  • Оренбургское войсковое казачье общество – 25 тыс. человек – 5%;
  • Сибирское войсковое казачье общество – 6 тыс. человек – 1%;
  • Терское войсковое казачье общество – 30 тыс. человек – 6%;
  • Уссурийское войсковое казачье общество – 6 тыс. человек – 1%.

По данным, которые можно найти в интернете за 2015 год, к представителям российского казачества относятся около 7 млн. человек, из них свыше 450 тысяч казаков внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В 2010 году замглавы администрации президента Александр Беглов, который является также председателем Совета при президенте РФ по делам казачества, сообщил, что в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых «нереестровых» общественных казачьих организаций — более 600.

В размещенной на сайте ФАДН публичной декларации целей и задач Федерального агентства по делам национальностей на 2018 год отмечается: количество членов казачьих обществ — 182 тыс. человек.

По данным «Информационного агентства российского казачества» на сегодня (2019 год), число членов казачьих обществ составляет 179 100 человек.

Было 700 000 человек, а стало 179 100. Выходит, что численность казаков, входящих в реестровые казачьи общества за последние 9 лет уменьшилась в 4-ре раза. Либо, кто-то ошибается при подсчете, либо данные намеренно искажены, либо… Если учесть, что финансирование деятельности реестровых казачьих обществ со стороны государства не сокращается, а по некоторым регионам даже растет, то возникают вопросы

Возможно поэтому сводные сведения по финансированию казачьих обществ, тем более по годам, найти сложно. Есть только отдельные данные. Так в 2016 году объем финансирования казачества в Ростовской области составил 695,9 млн рублей, на 2017 год — 702,1 млн рублей, на 2018 год — 702,2 млн рублей, на 2019 год — 705,5 млн рублей (данные DonNews).

Если о количестве казаков судить по переписи населения, то путаницы становится еще больше.

Согласно Всероссийской переписи 2010 года в России проживает 67 573 казака, что составляет примерно 0,05% от всех тех, кто указал свою национальность — 137 227 107 человек. В Южном федеральном округе проживает 53 947 казаков — это почти 80% от общего количества казачьего населения. Больше всего казаков проживает в Ростовской — 29 682 казака (почти 44%) — и Волгоградской — 18 452 казака (27,3%) — областях. Краснодарский край расположился только на третьем месте. На Кубани называют себя таковыми пока только 5 261 человек, что составляет даже меньше 8% от общего количества казаков в России. (Источник: https://www.yuga.ru/articles/society/7524.html)

Выходит, что из непонятно откуда взявшихся 7 млн. казаков, относящихся к «российскому казачеству», только 67 573 казака, т.е. менее 1% считают себя таковыми.

Ответственные по казачеству

На сегодня формированием и реализацией государственной политики в отношении российского казачества занимаются три основные госструктуры:

  • Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
  • Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН).
  • Межведомственная комиссия по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года.

Распределение функций между этими тремя структурами.

Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества является совещательным и консультативным органом, образованным в целях содействия главе государства реализации государственной политики в отношении российского казачества. Основными задачами Совета являются: подготовка предложений президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в отношении российского казачества; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, анализ деятельности обществ и общественных объединений казаков, и иные задачи, определенные нормативными актами и положением.

Федеральное агентство по делам национальностей является федеральным органом исполнительной власти. В части касающейся казачества осуществляет функции по взаимодействию с казачьими обществами, утверждает их уставы, осуществляет разработку и реализацию программ и мероприятий в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, осуществляет подготовку предложений по совершенствованию формы (порядка ее ношения) и знаков различия членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. (см. Положение).

Межведомственная комиссия по казачеству занимается вопросами координации работы по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года и контролирует её исполнение.

Упрощенно распределение функций между этими «тремя китами» выглядит так:

Совет по казачеству — вырабатывает рекомендации, предложения и советы для Президента относительно «российского казачества».

ФАДН — непосредственно осуществляет руководство работой по реализации государственной политики в отношении казачества.

Межведомственная комиссия – координирует и контролирует работу первых двух структур.

Кроме того, Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества образовано более полутора десятков профильных комиссий по различным направлениям деятельности казачьих обществ и более сотни комиссий и рабочих групп по казачеству в федеральных округах и областях.

Изначальный список профильных комиссий Совета по делам казачества (на 01 декабря 2012 года):

  • По организации государственной службы российского казачества
  • По участию казачьих обществ, в природоохранных мероприятиях, по обеспечению экологической безопасности
  • По совершенствованию системы взаимодействия органов власти с казачьими обществами
  • По становлению и развитию экономической базы казачьих обществ
  • По привлечению казачьих обществ к реализации национальных проектов государственных и целевых ведомственных программ
  • По организации государственной поддержки и развитию самобытной казачьей культуры, худ. коллективов детского творчества
  • По организации работы с казачьей молодежью, военно-патриотическому, духовно-нравственному и физвоспитанию молодежи
  • По развитию казачьего кадетского образования. По развитию системы образования с казачьими обществами и объединениями
  • По вопросам международной деятельности казачьих обществ
  • По совершенствованию нормативно-правовых актов в отношении российского казачества
  • По работе с общественными объединениями российского казачества
  • По научно-исследовательской работе и взаимодействию со СМИ
  • По геральдике
  • По взаимодействию Министерства обороны РФ и войсковых казачьих обществ
  • По взаимодействию Русской Православной Церкви и войсковых казачьих обществ
  • По привлечению войсковых казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса РФ

О том, как осуществляется реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества тема отдельная. В ней можно выделить полтора десятка направлений, анализ каждого из которых требует времени. Поэтому, для начала попробуем разобраться как в целом организована деятельность государственных органов, отвечающих за политику в отношении казачества.

Начнем с Совета по делам казачества

Согласно Положению о совете его заседания должны проводиться не реже одного раза в год. А если верить Положению о Совете, размещенному на сайте этого Совета, то не реже одного раза в три месяца. Последнее прошло в марте 2018 года в Пятигорске. Т.е. с прошлого месяца Совет свою деятельность прекратил.

Перечень действующих профильных комиссий Совета, кто в них входит и как связаться с их руководителями нигде не публикуется. Во всяком случае на официальном сайте Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, на главной странице которого сообщается, что он «освещает деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и войсковых казачьих обществ России», такой информации нет. На сайте вообще нет никакой информации о текущей деятельности Совета и сам сайт давно превратился в пародию на сайт государственного органа, позорящий и Президента России и казаков.

Отрывочные сведения о деятельности некоторых комиссий Совета можно отыскать только на сайтах отдельных федеральных агентств и министерств.

Комиссия Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества по развитию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Последняя информация о её работе, датированная 6-м декабря 2017, обнаружена на сайте ФАДН. Положение о комиссии и протоколы её заседаний не найдены.

Постоянная профильная комиссия Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества по поддержке экономического развития российского казачества.

Информация о её работе довольно полно представлена на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Есть Положение, состав комиссии, протоколы заседаний. Последний протокол о заседании от 14 ноября 2018 года свидетельствует что комиссия не собиралась более трех месяцев (согласно Положения должна собираться не реже одного раза в три месяца).

Постоянная профильная комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества

Неполная информация о ней имеется на сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Более полная, вероятно устаревшая, с Положением о комиссии, её поименным составом была опубликована на КИАЦ в 2011 году.

Постоянная профильная комиссия Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества по привлечению казачьих обществ к охране лесов и объектов животного мира.

Годовые отчеты о деятельности комиссии есть на сайте Федерального агентства лесного хозяйства (последний от 25 декабря 2018 года). Протоколов заседаний не обнаружено. Состава комиссии найти не удалось. Положение о комиссии нашлось на сайте интернет-издания pandia.ru.

Комиссия по совершенствованию системы взаимодействия органов власти с казачьими обществами

В качестве основных задач этой комиссии:

  • обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества;
  • принятие конкретных мер по совершенствованию системы взаимодействия органов государственной власти с казачьими обществами и объединениями;
  • анализ деятельности подразделений по работе с казачьими обществами в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
  • подготовка предложений по структуре этих подразделений и совершенствованию их работы.

Все перезревшие проблемы отношений между общественными казачьими организациями и органами местного самоуправления, ставшие камнем преткновения между «реестровыми» казаками и казаками «общественниками», должна решать именно эта комиссия. Неслучайно её председателем был назначен Начальник управления Президента России по внутренней политике Говорун О.М. Кто сейчас неизвестно.

Информации о деятельности этой комиссии, в открытых источниках, в том числе на сайте Управление делами Президента Российской Федерации найти не удалось. Видимо, комиссия секретная.

Непосредственную работу с общественными объединениями казаков, в которые входят казаки по рождению или те, кого можно отнести к «исторически сложившейся культурно-этнической общности» должна вести

Комиссия по работе с общественными объединениями российского казачества

Это тоже засекреченная комиссия. Единственные сведения о ней относятся к моменту создания комиссии в 2009 году. Основные задачи:

  • решение вопросов взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями российского казачества;
  • анализ деятельности общественных объединений российского казачества и подготовка предложений для Совета по вопросам развития общественных объединений российского казачества;
  • подготовка для Совета экспертных заключений по предложениям и программам, направляемым в Совет от общественных объединений российского казачества;
  • методическая помощь общественным объединениям российского казачества;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства по вопросам российского казачества….

Другой информации практически нет.

С кого можно было бы спросить за отсутствие информации о деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества?

Есть еще одна профильная комиссия Совета. Она оказалась самой закрытой. В том числе для СМИ. Все что раздобыл о ней КИАЦ относиться к 2011 году.

Комиссия по научно-исследовательской работе и взаимодействию со СМИ

В СМИ о ней нет ничего. То есть ВООБЩЕ. Почему её председателем был назначен Президент Международной федерации самбо Шестаков В.Б. осталось особой загадкой. А между тем, именно эта комиссия отвечает за всестороннее освещение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. В основные задачи комиссии входит:

  • Обеспечение деятельности Совета в части систематического информирования Президента Российской Федераций по вопросам, касающимся российского казачества.
  • Обеспечение деятельности Совета в части анализа деятельности казачьих обществ и общественных объединений казачества, изучение общественного мнения и эффективности государственной политики в отношении казачества.
  • Содействие формированию единого информационного пространства российского казачества.
  • Обеспечение всестороннего освещения деятельности Совета в российских и зарубежных СМИ, в т.ч. в сети Интернет

Из приведенных выше фактов очевидно, что эта комиссия тоже не работает.

Что докладывает Совет по делам казачества Президенту России и какие рекомендации дает?

На сайте Центрального казачьего войска можно найти только один документ на эту тему. Называется «Доклад на имя Президента Российской Федерации В.В. Путина о результатах деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества за 2012 год».

Сценарии развития российского казачества

Эти сценарии были представлены в проекте Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. Документ найти в интернете несложно. Например, здесь. В КИАЦ он имеется в более качественном виде, в формате PDF. Их документа следует, что в Стратегию закладывались два варианта сценариев развития казачества. Один – базовый и второй – инерционный.

Описание базового сценария развития российского казачества

Основным итогом реализации Стратегии станет модернизация российского казачества, использование его потенциала для укрепления российской государственности.

Окружные (отдельские) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, но не входящие в войсковые казачьи общества, образуют новые войсковые казачьи общества, войдут в состав действующих казачьих обществ, либо будут ликвидированы.

Одним из результатов реализации Стратегии станет выход на самоокупаемость деятельности казачьих обществ, не связанной с несением государственной или иной службы, за счет развития сельхозтоваропроизводства, оказания платных охранных услуг, рационального использования биоресурсов, развития экотуризма, участия в выполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Образование Всероссийского казачьего общества и Всероссийского общественного объединения казаков создаст основу для объединения казачьего движения. Общественные объединения казаков станут резервом казачьих обществ. Казачьи общества, не несущие государственной или иной службы, станут общественными объединениями казаков.

Развитие получит создание приграничных казачьих поселений, предназначенных для участия членов казачьих обществ в защите Государственной границы (пограничная стража).

Дополнительное развитие получат прочие виды государственной и иной службы российского казачества (участие в охране общественного порядка; мероприятиях ГО и ЧС; природоохранных мероприятиях; защите государственной границы Российской Федерации), кроме того, добавятся новые виды государственной и иной службы российского казачества (участие в мероприятиях по борьбе с распространением наркомании и др.).

Работа системы казачьего патриотического воспитания, включающей казачьи кадетские корпуса, казачьи спортивные клубы и секции, казачьи молодежные центры, будет направлена на подготовку молодежи к несению государственной или иной службы российского казачества.

Работа российского казачества с общественными объединениями казачества за рубежом должна приобрести регулярный и систематический характер, став составной частью государственной политики Российской Федерации по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Российское казачество займет достойную нишу в социальнополитической жизни страны. Несение государственной и иной службы российского казачества будет содействовать укреплению российской государственности и обороноспособности Российской Федерации.

Описание инерционного сценария развития российского казачества

При инерционном варианте государственная служба казачьим обществам будет предоставляться с существенными трудностями и бюрократическими проволочками. В результате государственная служба российского казачества не приобретет значимого масштаба и постепенно будет сокращаться. Эффективным останется военно-патриотическое воспитание молодежи. Российское казачество существует как элемент гражданского общества и находит своих последователей среди подросших выпускников образовательных учреждений, реализующих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества.

Региональные власти сокращают поддержку российского казачества, идет отток из движения. Возможен всплеск политической активности, но в целом роль российского казачества в политической жизни государства становится незначительной.

Со временем сохранятся небольшие казачьи общества, занимающиеся историко-культурной деятельностью.

Укрепится третья сила — казаки, разочаровавшиеся и в казачьих обществах, и в общественных объединениях казаков, объединенные идеей этнического единства казачества.

До окончания сроков реализации Стратегии осталось меньше года. Какой сценарий развития казачества мы наблюдаем, продолжим разбираться в последующих информационно-аналитических обзорах КИАЦ. Там же поговорим о вкладе в наблюдаемый сценарий развития со стороны ФАДН и Межведомственной комиссии по казачеству.

Руководитель КИАЦ
Алексей Зборовский