16.01.2019

Category:

Вести

Достопамятные дни казачьей истории – 13 января

31 декабря по ст.ст. В этот день в 1905 году прошёл смотр лейб-гвардии казачьего Его Величества полка.
Во время смотра лейб-гвардии казачьему Его Величества полку Царь обратился к полку со следующими высокомилостивыми словами: «Лейб-казаки! В течение 100 лет вы твёрдо и верно служите своим Царям, Шефам и Отечеству, как в военное время в походах, так и в мирное время; и теперь, в те смутные дни, которые Господь ниспослал России, вы и всё войско донское служите честно, верно и беззаветно Мне и России. В вашем лице благодарю донских казаков, а всем вам, верным Моим казакам, сердечное спасибо за службу!
Г.г. офицеры, от души благодарю вас за вашу славную и примерную службу. В знак Моего благоволения к войску и полку зачисляю вашего командира полка в Мою свиту, а командующего Моей сотней – назначаю Моим флигель-адъютантом». подробнее..

«Атаманская Иордань»-2019

Ещё не окончились Святки, а у казаков «Исетской Линии» (атаман В.А.Волков) вовсю идёт подготовка к празднику Крещения Господня.
В эти дни десятки иорданей возникают на водоёмах Среднего Урала возле храмов, где окормляются казаки-исетцы и члены казачьих общин.

Традиционно казаки и кадеты помогают в благоустройстве Крещенских прорубей по местам своего проживания, поддерживают общественный порядок в сам праздник Крещения возле проруби. Но помимо множества местных прорубей, будет организована и главная, «Атаманская Иордань» исетцев — на озере Шарташ. Поэтому в очередной раз, 12 января 2019 года, представители общин Хутора Северный, Хутора Калиновский и Хутора Нейвинский собрались на заключительный этап оборудования иордани на озере Шарташ.
Были почищены заранее вырубленные две открытые проруби, а также две закрытые, уместившиеся внутри армейской палатки, были очищены места подходов с берега к местам погружения, проведено электричество для освящения купающихся в ночное время суток. В палатке сделана надёжная перегородка, разделяющая мужскую и женскую половины, поставлены скамейки, оборудованы места для удобного раздевания, и ещё много всяких необходимых мелочей по благоустройству проруби и прилегающего пространства.
Прошло совещание, где помимо казаков и кадет присутствовал местный священник, который будет возглавлять 19 января праздничный крестный ход и освящать проруби, а также представитель администрации озера Шарташ. подробнее..

Рождественские традиции оренбургских казаков

Рождество, как один из основных праздников православного христианского календаря, занимало особое место в традициях оренбургского казачества.
Рождение Иисуса Христа 7 января (25 декабря по старому стилю) праздновалось не просто с размахом, но и имело много интересных особенностей, некоторые из них дошли в том или ином виде и до наших дней. Канун праздника проводился в строгом посте и носил название Рождественского сочельника. Интересной особенностью празднования Рождества в среде оренбургских казаков было культурное смешение: ведь оренбургское войско состояло из носителей разных культурных традиций. Поэтому где-то поощрялись колядки и ряжения, а в других местах приходили в дома с молитвой. Узнаем подробнее!
Перед Рождеством, в Сочельник во многих местах принято было разносить кутью. Наверняка, многие из вас знакомы с этим блюдом. Оно и сейчас встречается на поминальном столе. Однако, по воспоминаниям жителей оренбургских станиц раньше её варили не из риса, а из пшеницы: «…я уже замужем была, всё кутью носили. Ну, еще иногда и сейчас носят. Кутью носили перед Рождеством — 6 января, вот. Рисовую сейчас стали носить, а раньше пшеницу специально к этому дню обдирали, творили эту кутью, сластили её чем-нибудь: сахарком, мёдом или изюмом, и детвора перед вечером ходит и носит, а вечером уже взрослые. Ну, охота выпить им, погулять, пообщаться (о взрослых — прим.ред.). Узелок с кутьёй и пошли к хорошим знакомым, к родне, приходят: «Тятька и мамка кутью прислали кусковать». За эту кутью, значит, надо дарить что-то, отдариться. (c. Кардаилово, Илекский район)».
«Кутью делали, да и узвар из яблоков делали и носили хрёстной. Это из покон веков. Это под Рождество вечером. Вот завтра Рождество, а сегодня вечером. Вот хрёстной мать варит кутью, а она даёт тебе подарок какой-нибудь. Или на кутью позовут родственников: « Приходите сегодня на кутью». Обязательно перед Рождеством кутью варили. Несли кутью в чашке или в чем. Кутью и туда делаешь, как компот — узвар называется. Прямо в кутью. Кутья должна (быть) пшеница. Толкли пшеницу в ступе. Вот пшеницу помоешь, в ступе толкёшь пока кожура с неё слетит. И потом варят. А сейчас с риса делают. Кутья — это пшеничная. И взвар — он сладкий. (…) Обязательно крестник крёстной должен был нести.» Однако, угощали не только постным. «Эти же дни — пост. А несёшь уже такое: или молочное, или мясо, и что-то такое несёшь. Чтоб утром в Рождество встал человек утром и разговелся…» Необычной была и встречающаяся традиция рождественских костров — пуры́нов: «В станицах оренбургских казаков считалось, что костры жгут для того, чтоб «обогреть Иисуса Христа». Это объяснялось тем, что Христос родился в зимнюю стужу, ему холодно на небе, и чтоб он не замёрз совсем, «Ему горящими кострами посылают тепло на небо». “Пурын — вот грели мёртвым ноги. Под Рождество (…) Вот он кучи натаскает, сухое, чтоб снегом не намочило. И чтоб горело хорошо. Высоко, когда сухое, горит. Высоко костёр. Это хорошо. Люди (когда жгли костёр) стояли возле костра, вертели палочками (в огне), подбирали края. Ничего не говорили, вспоминали своих (умерших) родственников: «Мама, папа, няня, дядя, мы тебе ножки греем». Был обычай такой — мёртвым ножки греть» В сам день Рождества, когда оканчивался пост, начинались рождественские гуляния, которые продолжались все Святки: «…утром встанешь, то там уже курник приготовишь, тогда уж понеслась — и блины, и курник там с мясом, праздничная еда.» Особо празднование поддерживалось молодёжью и детьми. Славили Христа, колядовали, рядились в турчанку, цыганку и прочих: «Славельщикам обычно давали деньги, печенье, ватрушки, а также кокурки и сырнички. Кокурки — любимое лакомство уральских и оренбургских казаков — представляли собой небольшие сдобные хлебцы из белой муки с яйцом внутри. Сырнички — небольшие замороженные шарики из творога, сметаны и сахара. Поздравители с благодарностью принимали дары, складывали в мешок и вечером устраивали себе маленькое пиршество. (…) «Давать надо обязательно, потому что Иисус Христос родился, чтоб доходило до неё, до Божьей Матери, до Сына.» В казачьих станицах также было распространено рождественское славление, в основе которого лежало Священное Писание, истории о Иисусе, Богородице: «А в Рождество у нас тут старушка одна, она сейчас уже умерла, она в каждый дом ходила, молилась. Они собираются по три, прям ходили, в домах пели молитвы, в каждый двор заходили.» “Рождество читали дети по дворам: Рождество Твоё, Христе, Боже наш… Дева неприсущего сына рождает…Иисус Христос родился — потому и Рождество называется. И вот пели. Кто научится — пели, а кто приходит: «Открывайте сундучок, подавайте пятачок». подробнее..

Служба казачья. Казаков мало не бывает!

 

Курень «Чисты исток» города Верхний Тагил хутора Невьянский закончил 2018 год охраной новогоднего городка в родном городе. На протяжении года казаки несли службу по охране городских мероприятий во главе со своим куренным атаманом Ивановым Валентином Фёдоровичем. Казаки за годы своего служения не раз положительно проявили себя в трудных и даже чрезвычайных ситуациях: в 2016 гоу защитили городские окраины от пожара, участвовали в охране местных водоёмов.
Верны народные поговорки: «Где казак родился, там и сгодился», «Казака служба всегда найдёт», «Казак службу догоняет».
Сейчас казаки куреня готовятся к Рождеству Христову и Крещению Господню.
подробнее..

Казаки и социальная служба

5 января 2019 года, казаки хутора «Георгиевский» во главе со своим атаманом А.В.Нартовым продолжили свою социально значимую деятельность, устроив концерт для детей подшефного Детского дома-интерната «Антоновский».
Казаков поддержал окормляющий священник хутора отец Олег. Казаки пели песни, танцевали вместе с детьми, батюшка рассказал о празднике Рождества Христова, дети были искренне рады приезду взрослых людей в форме.
Хутор «Георгиевский» уже второй год ведёт работу с детским домом, казаки привозят в детский дом вещи и игрушки, ремонтируют мебель, проводят с детьми спортивные и развлекательные мероприятия. Казаки весной наступившего года будут вместе с ребятами благоустраивать приусадебный участок и огород. Планы намечены. Казаков здесь всегда ждут и встречают с радостью.
подробнее..

На освящении закладного камня «родительского» храма Иоакима и Анны в Верхней Пышме.

5 января 2019 года казаки-представители казачьих общин Хутора Северный и Хутора Калиновский приняли участие в церемонии освящения закладного камня будущего «родительского» храма Иоакима и Анны в г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Церемонию возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Вместе с генеральным директором УГМК-холдинга Андреем Козицыным он заложил первый камень в основание храма во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны в Верхней Пышме. Это первая закладка храма в новом 2019 году в Екатеринбургской епархии. подробнее..

Казачий Дед Мороз-2019

И вновь в эти новогодние и предрождественские дни на улицах града святой Екатерины появился казачий Дед Мороз!

31 декабря, за 3 часа до наступления нового года, казачьего Деда Мороза видели впереди участников крестного хода, идущего вокруг Храма-памятника на крови; он нёс фонарь и подпевал казакам «Богородица дева, радуйся…».
Казачий Мороз прошёл крестным ходом вместе с членами общины Хутора Северный. Уже седьмой год община Северного остаётся верна своей духовной традиции — ходить каждый понедельник, в любое время года и при любой погоде — круглый год, в малый «царский» крестный ход вокруг войскового храма оренбургских казаков. подробнее..

Настоящий «Дед с мороза»

Один из первых прославленных на Руси блаженных — Прокопий Устюжский. Он жил именно там, где сейчас находится резиденция российского Деда Мороза. Я написал об этом удивительном святом, заметка в минувшнем году вышла в газете «Жизнь».
На родине сказочного Деда Мороза, в Великом Устюге, нашёлся реальный предшественник знаменитого сказочного героя. Святой Прокопий Устюжский ещё в 13-м веке жил в снегу, творил чудеса и радовал в Рождество малышей подарками. подробнее..